Помощь в трудной ситуации

Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)

Согласно Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к детям  находящимся в трудной жизненной ситуации относятся: 

Категории социально незащищённых детей
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей
  • Дети, проживающие в малоимущих семьях
  • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
  • Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
  • Дети-жертвы насилия
  • Дети с отклонениями в поведении

Факторы социального риска

К факторам социального риска, отрицательно влияющим на выполнение семьей своих функций, относятся:

  • Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
  • Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
  • Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
  • Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
  • Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
  • Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие

Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи,  образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия

На что стоит обратить внимание
  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
  • Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращении с животными
  • Стремление скрыть причину травм

Семья считается неблагополучной, если родители:

  • не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
  • не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
  • отрицательно влияют на их поведение
  • жестоко обращаются с детьми
  • страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
  • создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей

Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.

  1. Состав семьи, возраст родителей, их образовательный уровень.
  2. Жилищные и материальные условия.
  3. Отношение родителей к своей профессии и общественной деятельности.
  4. Культурный уровень родителей:

- наличие библиотеки в семье;

- какие книги читают;

- следят ли за периодической печатью;

- посещают ли кино;

- посещают ли театры и концерты;

- посещают ли выставки.

5. Общая семейная атмосфера:

- доброжелательная,

- неустойчивая,

- равнодушная,

- гнетущая, недоброжелательная.

6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка?

7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность).

8. Что является предметом основной заботы родителей:

- здоровье детей;

- развитие умственных способностей;

-  художественных способностей;

-  нравственных качеств.

9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку:

- сверхопекающее;

- ровное, заботливое;

- равнодушное;

- подавляющее.

10. Система воспитательных воздействий:

- согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания;

- непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания;

- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.

11. организация совместных форм деятельности в семье:

- вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы;

- эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей;

- ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни.

12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений:

- наличие определенных знаний и готовность их восполнять;

- ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению;

- низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания.

13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка:

- систематическое;

- нерегулярное;

- полное отсутствие контроля.

14. Отношение к детскому саду:

- положительное;

- равнодушное;

- негативное.

15. Взаимодействие семьи с детским садом:

- систематическое;

- эпизодическое;

- отсутствие взаимодействия.

Психологическую помощь можно получить по единому телефону доверия: 8 800 333-44-34 Звонки бесплатны по всей России

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie